Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ рекомендует доработать Правила для посетителей судов

Представитель по вопросам свободы СМИ ОБСЕ представил отзыв на «Правила по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов для посетителей на территории и в зданиях Верховного Суда Республики Казахстан, местных судов Республики Казахстан, Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарата Верховного Суда Республики Казахстан) и его территориальных органов» (далее — Правила).

Экспертом ОБСЕ был проведен анализ данных Правил, утвержденных совместным приказом Руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарата Верховного Суда Республики Казахстан) от 3 мая 2016 года № 6001-16-7-6/183 и Министра внутренних дел Республики Казахстан от 5 мая 2016 года № 489.

Данные Правила были разработаны для обеспечения режимов прохода и нахождения посетителей на территории и в зданиях перечисленных выше учреждений, которые отнесены действующим национальным законодательством к категории особо важных государственных объектов.

По мнению эксперта, данные Правила нельзя признать обоснованными и сбалансированными в вопросе соотношения обеспечения необходимой безопасности и порядка в зданиях судов, с одной стороны, и соблюдения законных прав посетителей, с другой. Нельзя признать данные Правила разумными и сбалансированными также ввиду чрезмерной регламентации прохода и нахождения посетителей в судах. Более того, ряд положений Правил приходит в противоречие с международно-правовыми стандартами и нормами законодательства Республики Казахстан, связанными с правами граждан на поиск, получение и распространение информации. Трудно признать обоснованным и сбалансированным практически полный запрет на пронос в здание суда современной техники, которая не может представлять какой-либо угрозы безопасности, но является при этом необходимым элементом повседневной жизни граждан, в том числе журналистов.

По мнению эксперта, неточность и расплывчатость формулировок, касающихся разного рода запретов и ограничений, содержащихся в Правилах, создает предпосылки для их расширительного толкования исполнителями.

Следует также отметить, что и в целом реализация данных Правил, создавая разного рода препятствия, как посетителям, так и журналистам, может привести к информационной закрытости судебной системы, ее изоляции от общества, а, соответственно, и снижению уровня доверия к ним в обществе.

По результатам анализа эксперт приходит к выводу, что данные Правила не в полной мере соответствуют международно-правовым стандартам и национальному законодательству Республики Казахстан. Правила содержат положения, которые могут вести к нарушению общих принципов открытости и гласности правосудия, к нарушению прав граждан на поиск, получение, распространение информации, а также к нарушению профессиональных прав журналистов.

В отзыве ОБСЕ даются конкретные рекомендации:

Данные Правила рекомендуется доработать, привести в соответствие с международными правовыми стандартами, принципами и нормами действующего национального законодательства в части обеспечения прохода публики в здание суда и посещения открытых судебных заседаний.

Эта доработка может быть осуществлена путем приведения данных Правил в соответствие с «Правилами определения объектов, подлежащих государственной охране» и «Требованиями по инженерно-технической укрепленности объектов, подлежащих государственной охране», (далее – Требования) утвержденными

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2011 года № 1151 «Некоторые вопросы объектов, подлежащих государственной охране». В Правила рекомендуется внести следующие изменения:

  1. При наличии необходимого оборудования осуществлять пропуск в здания судов по временной карточке пользователя – пластиковой карточке системы контроля и управления доступом (СКУД), как это определено в Требованиях.
  1. В суды, где еще нет соответствующего оборудования, должен осуществляться пропуск посетителей по удостоверению личности, либо по «разовому пропуску». При этом форма разового пропуска должна быть изменена: из нее следует удалить поля, которые фактически ограничивают право посетителей на вход в здание суда и посещение судебных заседаний по выбору посетителя.
  1. В Правилах необходимо в соответствие с Требованиями указать типы помещений и режимы доступа в них: указать те помещения, вход в которые для посетителей не ограничен, а также те помещения, вход в которые регламентирован или запрещен. Для входа в помещения ограниченного доступа в соответствие с Требованиями могут вводиться разовые пропуска по установленной в Приложении 2 форме.
  1. Привести Перечень предметов, запрещенных к проносу в здания судов, в соответствие с теми запретами и по тем основаниям, которые содержатся в Требованиях. Данным Требованиям, как полагает эксперт, соответствуют только позиции с 1 по 7 Перечня (оружие, взрывчатые, радиоактивные, ядовитые, наркотические и другие вещества, представляющие опасность). Позиции Перечня с 8 по 13 (записывающие устройства, средства мобильной связи, носители информации, фотоаппаратура и другие предметы) не могут быть запрещены к проносу в здание суда, так как они не запрещены в Требованиях.
  1. В Правилах необходимо четко указать, каким оборудованием и при каких условиях посетители могут пользоваться во время судебного заседания.
  1. В Правилах необходимо четко указать, какими дополнительными правами по использованию техники в сравнении с обычными посетителями обладают журналисты.
  1. При доработке Правил необходимо следовать принципу презумпции добропорядочности граждан и отказаться от идеи тотальных превентивных запретов для всех граждан на пронос в здания судов и в залы судебных заседаний современной техники.

Поскольку организация и осуществление пропускного и внутриобъектового режимов в зданиях судов, Департамента и его территориальных органов обеспечивается государственным учреждением «Управление специализированной службы охраны городов и областей» Министерства внутренних дел Республики Казахстан во взаимодействии с судебными приставами, необходимо для сотрудников соответствующих служб разработать и утвердить инструкцию по применению доработанных Правил, с четким разъяснением прав посетителей и журналистов.

В своем анализе эксперт делает выводы, что данные Правила содержат положения, которые фактически ведут, либо могут вести к нарушению общих принципов открытости и гласности правосудия, к нарушению прав граждан на поиск, получение, распространение информации, а также к нарушению профессиональных прав журналистов. Они не способствуют развитию взаимодействия судов и СМИ, как того требуют «Концепция взаимодействия судов Республики Казахстан со средствами массовой информации» и Рекомендации, утвержденные Постановлением Центрального совета Союза судей Республики Казахстан от 24 августа 2010 года № 34, более того, они крайне затрудняют это взаимодействие.

Правила ведут также к информационной закрытости судебной системы, ее самоизоляции.

Данные Правила следует доработать, то есть привести в соответствие с международными правовыми стандартами, принципами и нормами действующего национального законодательства в части обеспечения прохода публики в здание суда и посещения открытых судебных заседаний.

Полный текст анализа вы можете посмотреть здесь chizhkov-s-l-2017-final